И чем дольше бьешься над теорией, тем меньше остается в твоей публикации человеческих слов, а рассуждения о настройке мотора становятся все более пространными.
Теоретически правильно и академически просчитано моторы в России строят далеко не все. Прежде всего те, кто занимается тюнингом моторов, - идеалисты и эстеты, и только во вторую очередь коммерсанты. Но для настройки мотора это большой плюс. Тем более, когда мотор этот отечественный, 1500-кубовый. И не то чтобы он плохой - он хороший. Нормальный серийный мотор для неискушенного водителя. С присущими серийному изделию всевозможными запасами по прочности, по тепловой нагрузке, по нестабильности свойств эксплуатационных жидкостей (а как критичны к топливу иномарки!), "нагруженный" рядом различных компромиссов между мощностью, ресурсом, экологией, ценой (!!!), технологией и прочими проблемами, диктуемыми крупномасштабным производством. Только вот в этих условиях не до эстетики нашим заводчанам, конвейер не предполагает душевного отношения. Такое возможно лишь в штучных вещах или в малой серии. Подход современных тюнингеров заключается в разработке определенного количества различных тюнинговых программ (вариантов), для которых комплектующие будут в достаточном объеме присутствовать на складе. Такой подход позволит сократить издержки уже за счет того, что они закупают, например, не один комплект поршней, а небольшую партию. Что касается доводки отдельных узлов и деталей, мелкие серии опять-таки более привлекательны и с точки зрения экономии, и в плане технологичности.
| |
Изменяется геометрия камеры сгорания. Ее объем увеличивается незначительно, что позволяет оставить степень сжатия неизменной, но выигрыш достигается в том, что изменение геометрии позволяет избежать наличия в ней непродуваемых зон, благодаря чему увеличивается цикловой заряд в цилиндре. Сам клапан модифицируется незначительно: слегка меняется геометрия, чтобы на небольших величинах подъема клапана обеспечить низкое сопротивление потоку. Данный комплекс работ дает прибавку мощности еще порядка 4 л. с. Цена вопроса, включая все настройки, порядка 150 у. е. плюс к первому варианту. Продолжительность работ - 2-3 дня.
Тюнинг двигателя (Часть 2)
Т ретий вариант настройки наиболее обширный, трудоемкий и дорогостоящий. Меняется, образно говоря, низ двигателя. Стандартный коленвал меняется на специальный, длинноходный, что, в свою очередь, дает увеличение рабочего объема двигателя, так как ход поршня становится больше. Благодаря этим мероприятиям достигается небольшое, но качественно правильное изменение рабочего объема: с 1500 он доводится до 1600 кубических см. Почему правильное? Потому, что для дорожного автомобиля увеличение рабочего объема - наиболее оптимальный вариант, благодаря которому возрастает крутящий момент, а его максимум по-прежнему лежит в средней части оборотов двигателя. Такой мотор не нуждается в раскрутке, что делает его эксплуатацию максимально комфортной для неискушенного драйвера. Это глобально.
Конечно, система управления двигателем, т. е. то, что дозирует поступление топлива, воздуха и управляет углом опережения зажигания, тоже нуждается, в свою очередь, в настройке для переработанного мотора. В карбюраторном моторе основные работы приходятся на трамблер с карбюратором, в случае впрыскного мотора - на систему АСУД. Конечно, с последним задача чуть более сложная, но для систем впрыска используется специальный измерительный комплекс, благодаря которому записывают новые калибровки в постоянную память контроллера.
Вообще же, приходит в голову мысль, что настройка мотора интересна даже не столько своими измененными характеристиками на выходе, сколько непосредственным общением с профессиональными двигателистами, благодаря которому "классические" представления о тюнинге переворачиваются с головы на ноги. Более того, отношение к своему мотору после такого курса меняется в более душевную сторону. Начинаешь уважать все возвратно-поступательное, газодинамическое и изотермическое. Полезная вообще штука, тюнинг двигателя. Особенно когда он правильный.
Калашников Алексей
Комментариев нет:
Отправить комментарий