Чип-тюнинг – часто задаваемые вопросы


Со временем человек привыкает ко всему, и к своей машине в том числе. Динамика, которая поражала воображение в первые месяцы, вдруг становится привычной и обыденной, и внимание все чаще заостряется на мелких и не всегда приятных нюансах: педаль газа, вроде бы, не такая уж острая, а ускорение на низких оборотах какое-то размазанное...


Это вполне объяснимо: современные автомобили слишком пекутся об экологии, чтобы подарить водителю всю полноту ощущений. Поэтому многие и любят старые классические машины с их дерзким взрывоподобным разгоном, от которого холодеет спина. И дело не только в количестве лошадиных сил, но и в их качестве.


Зачем нужен чип-тюнинг?


Итак, если автомобиль стал казаться «туповатым», у вас есть несколько вариантов. Например, сменить его на более мощный. Правда, распродажи дилеров заканчиваются, а продать нынешнюю машину за более-менее реальную цену сегодня сложно, да и нужно ли? Если для полного счастья вам не хватает лишь уверенных эмоциональных разгонов, то не лучше ли воспользоваться самым продвинутым и надежным способом повышения мощности – чип-тюнингом?


Владелец BMW X6 Евгений обратился в компанию «ЧИП-АТЕЛЬЕ», где за счет перепрограммирования контроллера управления двигателем мощность автомобиля со стандартных 306 л. с. поднялась до 370 л. с., а крутящий момент – с 400 Н*м до 500 Н*м. «Конечно, динамика разгона поменялась радикально, и мой знакомый, который также заказал себе BMW X6, прокатившись на моем автомобиле, остался под громадным впечатлением, и тоже решил делать чип-тюнинг, – рассказывает Евгений. – Но дело не только в количестве лошадей. Да, у BMW X6 стоит отличный битурбомотор, который несколько раз завоевывал титул «Лучший двигатель» в Европе. Тем не менее есть некоторые нюансы, скажем, на разгоне автомобиль реагировал на перемещение педали газа с небольшими паузами, и чувствовалось наличие турбоямы. После чип-тюнинга автомобиль преобразился, и реакции на газ стали заметно острее, поэтому и удовольствия от езды значительно больше».


Мотивом для проведения чип-тюнинга может стать не только нехватка «лошадей». Рассказывает владелец Mercedes-Benz CLS350 Платон: «Мне всегда нравились автомобили с механическими коробками передач, но купить CLS с «механикой» за более-менее разумные деньги было нереально. Вроде бы, у машины современный семиступенчатый «автомат», но на разгоне возможности мотора все равно скрадываются – мне хотелось большей динамики. После чип-тюнинга автомобиль стал живее, хотя я бы не назвал прибавку мощности умопомрачительной. Однако для меня важнее другое: после чип-тюнинга увеличились максимальные обороты мотора, и его характеристика стала лучше подходить под настройки «автомата», например, коробка перестала переключать передачи в середине поворота, что очень мешало прежде. В динамичных режимах за счет более широкого диапазона работы автомобиль дольше держит пониженную передачу и отлично разгоняется на выходе. Конечно, «автомат» во многом нивелирует эффект от чип-тюнинга, но результат ощутим».


А это не сказка?


Разработчиком программного обеспечения для чип-тюнинга является австрийская компания Upsolute («ЧИП-АТЕЛЬЕ» – ее региональный представитель), и изменения характеристик мотора подтверждаются снятием внешних скоростных характеристик мотора до и после перепрограммирования блока управления. Посмотреть графики крутящего момента и мощности можно с помощью ссылки. Как видите, никакого шарлатанства: прибавки мощности и момента абсолютно реальны.


Разработка программ для чип-тюнинга – это не черная магия, а серьезный инженерный процесс. Для каждой комбинации автомобиль/двигатель/трансмиссия разрабатывается собственная программа управления, которая позволяет устранить ряд ограничений и добиться большей отдачи от мотора.


Очень часто производители ограничивают мощность двигателя намеренно. Например, при испытаниях на экологичность по правилам ЕЭК ООН (стандарты Евро) проводится измерение выбросов вредных веществ на разгоне автомобиля, поэтому производители искусственно «притупляют» моторы, чтобы формально уложиться в перспективные стандарты. Для активных водителей такая экологичность избыточна, и они предпочли бы иногда разгоняться без экологической узды, однако «задумчивость» зашита в самое ядро программного обеспечения автомобиля. Порой мощность автомобиля ограничивается из маркетинговых соображений, чтобы без лишних хлопот добавить 10-20 л. с. после рестайлинга или для попадания автомобиля в выгодную налоговую нишу.


При разработке программы автомобиль проводит десятки моточасов на стенде, поэтому изменение всех характеристик проверяется экспериментально, равно как влияние чип-тюнинга на экологичность и ресурс мотора.


Для каких автомобилей делается чип-тюнинг?



Список очень обширный и включается практически все распространенные в России марки – с полным перечнем вы можете познакомиться на сайте компании « ЧИП-АТЕЛЬЕ».


Недавно список «чипуемых» моделей пополнился японскими бензиновыми автомобилями, а также обширным списком модификаций Ford Focus (включая бензиновые моторы 1,6, 1,8 и 2,5T).


Для безнаддувных автомобилей прибавка мощности составляет порядка 10%, например, для 100-сильного Focus 1.6 мощность повышается на 9 л. с. Крутящий момент «прирастает» сильнее – до 30%, при этом реакции на педаль газа становятся более четкими и предсказуемыми. Пересаживаясь на стандартную машину все владельцы отмечают разницу в ощущениях при разгоне: кажется, что автомобиль неисправен и просто не хочет ехать.


Еще больший эффект достигается для наддувных моторов, как бензиновых, так и дизельных. К примеру, 225-сильный Ford Focus ST всего за 400 евро можно форсировать до 260 л. с., что поставит его в один ряд с одним из самых мощных переднеприводных хэтчей – Mazda3 MPS. Крутящий момент «Фокуса СТ» возрастает с 320 до 390 Н*м.


Сколько стоит чип-тюнинг?


Поскольку чип-тюнинг не связан с изменением «железа», цены, во-первых, достаточно низки, во-вторых – полностью предсказуемы. Другими словами, вы всегда точно знаете, сколько именно будет стоить каждая дополнительная «лошадь». Прайс-лист на популярные у чип-тюнеров модели приведен в таблице в конце статьи ( более подробно).


В любом случае, чип-тюнинг потребует значительно меньших вложений, чем покупка аналогичного автомобиля с более мощным мотором. Так, для подавляющего большинства моделей Mercedes-Benz стоимость чип-тюнинга составляет 12-24,5 тысячи рублей, и исключение составляют мощные специфические моторы. Например, за 70 тысяч рублей можно увеличить и без того сумасшедшую мощность 612-сильного мотора AMG до 660 л. с.


«Недавно я купил еще один автомобиль – Mercedes-Benz G-класса, и сразу ориентировался на проведение чип-тюнинга, – говорит Платон (владелец MB CLS350). – Получается интересная картина: можно было купить G500, однако дизельный G320 CDI имеет преимущество в крутящем моменте и хорошо подходит для чип-тюнинга – мощность увеличивается с 224 л. с. до 260 л. с., крутящий момент – до 600 с лишним Н*м. Таким образом, «чипованный» G320 CDI становится сравним по динамике с G500. При этом последний стоит на 700-800 тысяч рублей дороже и менее экономичен. Сейчас мой Gelandеwagen прошел обкатку и стоит в компании «ЧИП-АТЕЛЬЕ», где ему будут проводить чип-тюнинг».


Какие параметры меняются при чип-тюнинге?




Чип-тюнинг не связан ни с какими конструктивными изменениями автомобиля – меняется только «софт» контроллера, который управляет работой двигателя (иногда и коробки передач). В зависимости от типа и модели мотора специалисты оптимизируют карту углов опережения зажигания и впрыска топлива, цикловые подачи на различных режимах, иногда изменяют границу срабатывания лимитатора, программу работы клапанов системы наддува и алгоритм обработки данных от «экологических» датчиков. Важным плюсом является обратимость всех изменений – оригинальную программу можно без труда восстановить, причем если обратиться в первые две недели – «ЧИП-АТЕЛЬЕ» компенсирует полную стоимость услуги.


Влияет ли чип-тюнинг на гарантию автомобиля?



Оборудование дилеров не позволяет определить изменение программы контроллера, поэтому причин для снятия автомобиля с гарантии нет. «За все время нашей работы на рынке у нас не было ни одного случая, когда клиент имел бы проблемы с дилером из-за проведенного чип-тюнинга, – рассказывает директор компании «ЧИП-АТЕЛЬЕ» Александр Ващенко. – В любом случае программа для чип-тюнинга хранится на сервере нашей компании и компании Upsolute в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Мы всегда можем вернуть старые настройки мотора, если по каким-то причинам клиент пожелает это сделать. Но до сих пор ни одного «возврата» не было».


Не скажется ли чип-тюнинг на ресурсе мотора?


Не скажется. При желании специалисты компании Upsolute могли бы форсировать двигатели гораздо сильнее, чем описано выше, однако во всех случаях пределы увеличения мощности и момента выбираются таким образом, чтобы не нанести вреда мотору или трансмиссии. Все современные моторы имеют запас прочности, поэтому допускают вполне безболезненное увеличение отдачи. Трансмиссии также в большинстве случаев рассчитаны на работу с более мощными моторами, хотя в ряде случаев именно возможности коробки передач ограничивают пределы форсировки. Например, для турбодизельных VW Touareg прибавка крутящего момента от чип-тюнинга столь велика, что приходится «недоиспользовать» возможности мотора. И тем не менее результат впечатляет: для пятилитрового турбодизеля крутящий момент повышается до сумасшедших 820 Н*м.


Не возрастет ли расход топлива?



Расход топлива во многом зависит от стиля езды, и если после проведения чип-тюнинга владелец стремится выжать все до последней лошадиной силы, расход топлива может показаться высоким. Однако при неизменном стиле движения расход топлива не возрастает, а в ряде случаев снижается. Шарлатанство, скажете вы? Вовсе нет. Обывательская логика подсказывает, что, чем мощнее мотор, тем больше расход топлива. В целом это справедливо, например, у большого мотора больше механические потери, что повышает удельный расход топлива, особенно на малых нагрузках.


Однако любой специалист по двигателям внутреннего сгорания скажет, что в современных моторах экономичность во многом зависит от... экологичности. Чем дружелюбнее автомобиль к окружающему воздуху и нашим ушам, тем он более прожорлив. Так, для снижения выбросов окислов азота в бензиновых моторах снижают углы опережения зажигания, уменьшая тем самым максимальную температуру цикла и его эффективность, в дизелях используют многоступенчатый впрыск и «мягкое» сгорание топлива, что также снижает индикаторный КПД.


При чип-тюнинге объем мотора и предельная частота вращения (за некоторым исключением) не меняются, поэтому механические потери остаются на прежнем уровне. Зато эффективность цикла зачастую возрастает, поскольку мотор работает с более оптимальными с точки зрения экономичности углами опережения зажигания/впрыска.


«Да, могу подтвердить, что расход топлива упал, и ощутимо, – рассказывает Евгений (владелец BMW X6). – До «чипования» расход в смешанном цикле при моем стиле езды составлял порядка 20 л/100 км, сейчас – 15,7 л/100 км. Я думаю, это связано также с тем, что для движения с той же скоростью нужно меньше раскручивать мотор, поскольку серьезный крутящий момент доступен на меньших оборотах».


«В моем случае расход топлива снизился примерно на литр с 18-18,5 л/100 км до 17 л/100 км, – говорит Платон (владелец MB CLS и G). – В случае с G350 CDI я также ожидаю экономии: мотор и так расходует меньше, чем G500, а после чип-тюнинга эта разница должна возрасти».


Есть даже разновидность чип-тюнинга под названием эко-тюнинг, основной целью которого является максимальное снижение расхода топлива.


«Для меня основная мотивация заключалась в экономии топлива, – признается владелец Mercedes-Benz G270 CDI Дмитрий. – В результате он сократился примерно на два литра – до 10-11 л/100 км при городской езде. Кроме того, машина стала более отзывчивой на разгоне».


Как делают чип-тюнинг на Урале?



Официальным представителем фирмы Upsolute в нашем регионе является компания «ЧИП-АТЕЛЬЕ». Программа для чип-тюнинга создается на основе базовой программы, отлаженной на стендах Upsolute, однако для каждого конкретного автомобиля проводится корректировка, позволяющая учесть все нюансы: версию программного обеспечения, состояние и пробег автомобиля и так далее.


Работы по «чипованию» проводятся сравнительно быстро – обычно в течение одного дня. Важно подчеркнуть, что оригинальная программа находится на безвременном хранении на серверах компаний Upsolute и «ЧИП-АТЕЛЬЕ». Если в течение двух недель клиент остался недоволен результатом, компания «ЧИП-АТЕЛЬЕ» вернет исходную программу и все деньги, потраченные на операцию. По истечении двух недель клиент может вернуть оригинальную программу в любое время, и процедура совершенно бесплатна.


Если у вас остались вопросы, вы можете проконсультироваться со специалистами компании «ЧИП-АТЕЛЬЕ».

Комментариев нет:

Отправить комментарий